RUS  ENG
ПрактикаАнтах Карана (внутренний инструмент)
 
Antahkarana

Все части Антах Караны, имея свое центрирование в определенных участках человеческого тела, обладают качеством незамкнутости. Чем тоньше полевая структура Инструмента, тем легче проявляется это качество. Кроме этого, все части Антах Караны взаимодействуют друг с другом, порождая Дхарма-Самскары (смешение функций).

Целью Йогина при работе с Антах Караной является восстановление правильного функционирования Системы.


 

ПрактикаАнтах КаранаМахабхуты

Рождение пяти махабхут

mahabhutas

 

5 elements

Акаша – пространство – голубой (бесцветный свет, включающий в себя все цвета),

Вайю – воздух – между зеленым и синим,

Агни – огонь – красный,

Апас – вода – белый,

Бхуми (Притхиви) – земля – желтый.


Махабхуты в теле человека

5 elements


Цвет: «Земля — желтая, вода — белая, огонь — красный, воздух — темно-синий, эфир имеет все цвета».
Вкус: «Земля — сладкая, вода — вяжущая, огонь — обжигающий, воздух — кислый, эфир — едкий».

«Шива Свародайя» (152;157)

«Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело».

Шри Шанкарачарья «Таттва Бодха», часть 2(6)


 

ПрактикаАнтах КаранаКачества элементов

ОДЕЯНИЕ    ТЕЛО    ДУХ

Три качества элементов таковы:  

СВЕТ    ДВИЖЕНИЕ    ИНЕРТНОСТЬ

~ СВЕТ — Чистый (тайный) уровень.

В чистом виде пять элементов — это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы — Природы Ума.

~ ДВИЖЕНИЕ — Тонкий (внутренний) уровень.

Это элементы в виде энергий,

удана — пространство,

прана — ветер,

самана — элемент огня,

апана — земля (вода),

вьяна — вода.

Также тонкие Существа — Духи и Божества стихий.

~ ИНЕРТНОСТЬ — Грубый (внешний) уровень

На грубом уровне элементы — это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.


Элемент Биджа-мантра
Акаша (Пространство) ХАМ
Вайю (Воздух) ЙАМ
Агни (Огонь) РАМ
Апас (Вода) ВАМ
Питхиви (Земля) ЛАМ

 

ПрактикаАнтах КаранаСиддха Даршан

«Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды — временные и изменчивые работы, при элементе огня — трудоемкие действия, а при элементе воздуха — пагубные и опасные действия.

Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух — разрушение и утрату, а акаша — во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.

Земля приносит относительный успех, вода — немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным».

«Шива Свародайя» (160 — 163)

 

ПрактикаАнтах КаранаПраны (ветры)

Пять главных пран в теле:

  1. Вьяна-вайю — вездесущий ветер,
  2. Удана-вайю — поднимающийся вверх ветер,
  3. Прана-вайю — ветер, поддерживающий жизнь,
  4. Самана-вайю — ветер, подобный огню,
  5. Апана-вайю — опускающий ветер.

pranas

Вьяна-вайю

(Энергия, распространенная по телу)

Пронизывает все тело. Вьяна-вайю — это защитная оболочка физического тела. Вьяна-вайю двигается по всему телу, у нее нет конкретной локализации, она окружает тело со всех сторон и образует ауру. Вьяна-вайю связывает воедино различные органы и участки тела. Ощущения кожи, идущие через нервы, питательные вещества, движение энергии по поверхностным каналам в любой части тела — это действия вьяна-вайю. С помощью вьяна-вайю можно воздействовать на энергию другого человека, дышать через поры всем телом, плотью и костями.

Управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц всего тела и суставов. Помогает держать тело прямо. Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.   

Вьяна-вайю способствует объединению созерцания и практики с любыми действиями тела, работой, движениями и т.д. Выбор нового чрева в промежуточном состоянии, способность к рукоделию, рисованию, создание иллюзорного тела в сновидении — это действия вьяна-вайю.

Вьяна-вайю представляет собой чистое сияние бесконечного сознания «я»-субъекта в наивысшем трансцендентальном состоянии — самадхи (турьятита).

Йогин управляет течением вьяна-вайю методами дыхания через кожу и кости.


Вьяна-вайю и свечение ауры


Тонкая духовная энергия (оджас) влияет на огонь (теджас), проявляясь из тонкого тела на физическом уровне. Оджас формирует пять основных вайю, особенно вьяна-вайю. Вьяна-вайю ответственна за ауру, светящееся сияние. Благодаря этому сиянию, внутренняя энергия человека проявляется во внешнем мире. Защитный слой вьяна-вайю, окружающий человека, охраняет его от воздействия тонкоматериальных негативных сущностей.

Цвет и форма ауры зависят от степени чистоты вьяна-вайю, состояния основных пран и ума. Они проявляются как сияние (кала) определенного цвета и определенной силы.


Удана-вайю

(Энергия, поднимающаяся вверх)

Удана-вайю активизирует органы чувств. С ее помощью йогин слышит, видит, чувствует запахи и вкусы. Удана-вайю питает мышление, деятельность памяти. Удана-вайю активизируется при открытии вишуддха-чакры и сахасрара-чакры, а также она открывает центральный канал. Именно удана дает тонкие духовные опыты.

Сиддхи удана-вайю:

~ левитация,

~ хождение без вреда по шипам, трясине, по воде,

~ способность высоко прыгать.

Переживается в состоянии сна без сновидений (турья). Это проявление осознавания пустотной мудрости всевышнего «Я». Чувствуется как движение внутри позвоночника, как сияние или как внутренний жар, когда все движения мыслей затухают и обнажается чистое Сознание вне концепций.

Удана-вайю занимает область горла и головы, исполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти, управляет глотанием, мимикой. Когда прана и апана сливаются, удана входит в сахасрару, устремляя сознание к высшим мирам.


Прана-вайю

(Энергия дыхания)

Находится в груди, управляет дыханием, активизируется при вдохе. Она отвечает за усвоение праны при дыхании. Прана активна в течение дня. Свойство праны — двигаться вверх. Задача йогина заключается в направлении праны вниз и соединении ее с апаной. Функция праны — поглощение внешней энергии через дыхание. Она переживается во сне со сновидениями (свапна). Йогин управляет праной с помощью горлового замка (джаландхара-бандха).


Самана-вайю

(Энергия, подобная огню)

Эта прана локализуется в области пупа и разжигает тепло физического тела, участвует в переваривании и усваивании пищи. Она извлекает силу из пищи и уравновешивает прану и апану. Активизируется между вдохом и выдохом. Переживается как внутренняя вибрация. Ее область действия — сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю. Свойство саманы — уравновешивать апану.

Чистая энергия самана вызывает тепло, радость и блаженство в теле, пережигая нечистые праны в каналах, дает уму ясность. Нечистая энергия огня порождает жадность к еде и вещам, вспыльчивость.

Чистая самана-вайю порождает особый вид радости и блаженства в районе пупка. Это радость жизни самой по себе. При недостатке функции самана-вайю йогин чувствует лень, вялость, тупость, он много спит, его ум инертен.

Йогин управляет самана-вайю с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).


Апана-вайю

(Нисходящая энергия)

Эта энергия связана с водой. Она обеспечивает мочеиспускание, дефекацию, оргазм, семяизвержение, удаление газов, выталкивание плода при родах, эрекцию и половое желание. При недостатке апана-вайю, эти функции также недостаточны. С точки зрения тантрической практики апана-вайю важна для порождения переживаний блаженства-Пустоты, испытываемых в свадхистана- и манипура-чакре.   

Местоположение апана-вайю ниже пупа: почки, анус, половые органы, толстая и прямая кишка. Апана активизируется при выдохе. Апана активна ночью, ее свойство — двигаться вниз.

Задача йогина заключается в поднятии апаны и соединении ее с праной в районе пупа. Йогин управляет апаной с помощью сжатия ануса (ашвини-мудра), промежности (мула-бандхи) и уретрального канала (ваджроли-мудра) для мужчин и мышц влагалища (сахаджроли-мудра) для женщин.


Пять меньших пран:


  1. нага исполняет функцию рвоты, икоты и приведения в сознание,
  2. курма открывает и закрывает веки, вызывает видения,
  3. крикара вызывает чихание, голод, жажду, кашель,
  4. девадатта вызывает сон, зевоту,
  5. дхананджая рассеяна по всему телу и остается в нем после смерти.

«Нага функционирует при отрыжке, курма — при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание, а девадатта — зевание.

Дхананджая, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади».

Махасиддх Горакшанатх «Горакшашатака» (1.36 — 37)



Ом намо Бхагавате