ПрактикаАнтах КаранаКачества элементов
ОДЕЯНИЕ ТЕЛО ДУХ Три качества элементов таковы:
СВЕТ ДВИЖЕНИЕ ИНЕРТНОСТЬ
~ СВЕТ — Чистый (тайный) уровень.
В чистом виде пять элементов — это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы — Природы Ума.
~ ДВИЖЕНИЕ — Тонкий (внутренний) уровень.
Это элементы в виде энергий,
удана — пространство,
прана — ветер,
самана — элемент огня,
апана — земля (вода),
вьяна — вода.
Также тонкие Существа — Духи и Божества стихий.
~ ИНЕРТНОСТЬ — Грубый (внешний) уровень
На грубом уровне элементы — это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.
Элемент |
Биджа-мантра |
Акаша (Пространство) |
ХАМ |
Вайю (Воздух) |
ЙАМ |
Агни (Огонь) |
РАМ |
Апас (Вода) |
ВАМ |
Питхиви (Земля) |
ЛАМ |
|
|
ПрактикаАнтах КаранаПраны (ветры)
Пять главных пран в теле:
- Вьяна-вайю — вездесущий ветер,
- Удана-вайю — поднимающийся вверх ветер,
- Прана-вайю — ветер, поддерживающий жизнь,
-
Самана-вайю — ветер, подобный огню,
- Апана-вайю — опускающий ветер.
Вьяна-вайю
(Энергия, распространенная по телу)
Пронизывает все тело. Вьяна-вайю — это защитная оболочка физического тела. Вьяна-вайю двигается по всему телу, у нее нет конкретной локализации, она окружает тело со всех сторон и образует ауру. Вьяна-вайю связывает воедино различные органы и участки тела. Ощущения кожи, идущие через нервы, питательные вещества, движение энергии по поверхностным каналам в любой части тела — это действия вьяна-вайю. С помощью вьяна-вайю можно воздействовать на энергию другого человека, дышать через поры всем телом, плотью и костями.
Управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц всего тела и суставов. Помогает держать тело прямо. Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.
Вьяна-вайю способствует объединению созерцания и практики с любыми действиями тела, работой, движениями и т.д. Выбор нового чрева в промежуточном состоянии, способность к рукоделию, рисованию, создание иллюзорного тела в сновидении — это действия вьяна-вайю.
Вьяна-вайю представляет собой чистое сияние бесконечного сознания «я»-субъекта в наивысшем трансцендентальном состоянии — самадхи (турьятита).
Йогин управляет течением вьяна-вайю методами дыхания через кожу и кости. Вьяна-вайю и свечение ауры Тонкая духовная энергия (оджас) влияет на огонь (теджас), проявляясь из тонкого тела на физическом уровне. Оджас формирует пять основных вайю, особенно вьяна-вайю. Вьяна-вайю ответственна за ауру, светящееся сияние. Благодаря этому сиянию, внутренняя энергия человека проявляется во внешнем мире. Защитный слой вьяна-вайю, окружающий человека, охраняет его от воздействия тонкоматериальных негативных сущностей.
Цвет и форма ауры зависят от степени чистоты вьяна-вайю, состояния основных пран и ума. Они проявляются как сияние (кала) определенного цвета и определенной силы. Удана-вайю
(Энергия, поднимающаяся вверх) Удана-вайю активизирует органы чувств. С ее помощью йогин слышит, видит, чувствует запахи и вкусы. Удана-вайю питает мышление, деятельность памяти. Удана-вайю активизируется при открытии вишуддха-чакры и сахасрара-чакры, а также она открывает центральный канал. Именно удана дает тонкие духовные опыты.
Сиддхи удана-вайю:
~ левитация,
~ хождение без вреда по шипам, трясине, по воде,
~ способность высоко прыгать.
Переживается в состоянии сна без сновидений (турья). Это проявление осознавания пустотной мудрости всевышнего «Я». Чувствуется как движение внутри позвоночника, как сияние или как внутренний жар, когда все движения мыслей затухают и обнажается чистое Сознание вне концепций.
Удана-вайю занимает область горла и головы, исполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти, управляет глотанием, мимикой. Когда прана и апана сливаются, удана входит в сахасрару, устремляя сознание к высшим мирам. Прана-вайю
(Энергия дыхания) Находится в груди, управляет дыханием, активизируется при вдохе. Она отвечает за усвоение праны при дыхании. Прана активна в течение дня. Свойство праны — двигаться вверх. Задача йогина заключается в направлении праны вниз и соединении ее с апаной. Функция праны — поглощение внешней энергии через дыхание. Она переживается во сне со сновидениями (свапна). Йогин управляет праной с помощью горлового замка (джаландхара-бандха). Самана-вайю
(Энергия, подобная огню) Эта прана локализуется в области пупа и разжигает тепло физического тела, участвует в переваривании и усваивании пищи. Она извлекает силу из пищи и уравновешивает прану и апану. Активизируется между вдохом и выдохом. Переживается как внутренняя вибрация. Ее область действия — сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю. Свойство саманы — уравновешивать апану.
Чистая энергия самана вызывает тепло, радость и блаженство в теле, пережигая нечистые праны в каналах, дает уму ясность. Нечистая энергия огня порождает жадность к еде и вещам, вспыльчивость.
Чистая самана-вайю порождает особый вид радости и блаженства в районе пупка. Это радость жизни самой по себе. При недостатке функции самана-вайю йогин чувствует лень, вялость, тупость, он много спит, его ум инертен.
Йогин управляет самана-вайю с помощью брюшного замка (уддияна-бандха). Апана-вайю
(Нисходящая энергия) Эта энергия связана с водой. Она обеспечивает мочеиспускание, дефекацию, оргазм, семяизвержение, удаление газов, выталкивание плода при родах, эрекцию и половое желание. При недостатке апана-вайю, эти функции также недостаточны. С точки зрения тантрической практики апана-вайю важна для порождения переживаний блаженства-Пустоты, испытываемых в свадхистана- и манипура-чакре.
Местоположение апана-вайю ниже пупа: почки, анус, половые органы, толстая и прямая кишка. Апана активизируется при выдохе. Апана активна ночью, ее свойство — двигаться вниз.
Задача йогина заключается в поднятии апаны и соединении ее с праной в районе пупа. Йогин управляет апаной с помощью сжатия ануса (ашвини-мудра), промежности (мула-бандхи) и уретрального канала (ваджроли-мудра) для мужчин и мышц влагалища (сахаджроли-мудра) для женщин. Пять меньших пран:
- нага исполняет функцию рвоты, икоты и приведения в сознание,
- курма открывает и закрывает веки, вызывает видения,
- крикара вызывает чихание, голод, жажду, кашель,
- девадатта вызывает сон, зевоту,
- дхананджая рассеяна по всему телу и остается в нем после смерти.
«Нага функционирует при отрыжке, курма — при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание, а девадатта — зевание.
Дхананджая, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади».
Махасиддх Горакшанатх «Горакшашатака» (1.36 — 37)
|