БиблиотекаТекстыДневники йоги Шри АуробиндоВведение
 

"АРХИВЫ И ИССЛЕДОВАНИЕ"


Запись Йоги. Шри Ауробиндо вёл запись своей практики йоги семи чатуштай в серии дневников. В разное время он давал этому труду разные названия: “Журнал Йоги”, “Запись Йоги”, “Записная книжка Садханы”, “Дневник Йоги”, “Йога в Записи”. Наиболее часто он использовал название “Запись Йоги”. В тексте он обычно ссылался на работу как “Запись”, а глагол “записывать” использовал для обозначения самого процесса записывания. Поэтому издатели выбрали термин “Запись Йоги” для общего названия работы.

Период Записей. Полный период записей охватывает годы с 1909 по 1927, но есть статьи датированные только в течение двенадцати лет из девятнадцати. Документальная запись дневника начинается не раньше января 1912 года. Годы с 1909 по 1911 представлены статьями, которые отличаются по типу от тех, что следуют за ними и нет никаких материалов датированных 1910 годом. Не ранее 1912 года Шри Ауробиндо начинает то, что он называет “регулярные записи садханы”. Он продолжает вести их до октября 1920 года. Но даже в течение “регулярного” периода записей были частые, а иногда продолжительные перерывы. Всё сказанное здесь – немногим меньше половины девяноста шести месяцев периода регулярных записей. Запись была возобновлена в декабре 1926 года и январе 1927 года после шестилетнего перерыва. Есть записи только за четыре последних года, последняя из которых вышла в октябре. О последних двадцати трёх годах садханы Шри Ауробиндо – ровно её половины – мы практически ничего не знаем.

Процесс Записей. Шри Ауробиндо использовал широкий набор записных книжек и отдельных разрозненных листков для своих Записей. Записные книжки были того же типа, которые он использовал для записей того же периода, т.е. содержали заметки, прозаические статьи, поэтические эссе и т.д. Большинство из них – это дешёвые студенческие тетради для упражнений, другие просто перфорированные блокноты почтовой бумаги. Есть также несколько переплетённых карманных записных книжек и только одна из них – отпечатанный дневник.
    Для Записей использовались исключительно двадцать восемь записных книжек. Восемь содержат в себе значительное количество материала Записей. Большое количество материалов дневника не датировано; записки, относящиеся к Записям Йоги, были обнаружены разбросанными в двух дюжинах записных книжек на отдельных листках и обрывках бумаги. Большинство дневниковых записей в противоположность записям “скрипта ” и липи (эти термины объяснены ниже) были записаны непосредственно без оговорок, но позже один отрывок был обнаружен включённым в формальный документ. Почерк Шри Ауробиндо, в основном, чёткий и неторопливый в противоположность многим другим записям этого периода. Большинство записей, вероятно, были сделаны в дни, которыми они были датированы, иногда были две или более записей в день. Но садхана предыдущей ночи и реже – предыдущего вечера, часто записывалась следующим утром. Иногда одна запись охватывает два дня и более, а иногда некоторые записи делались спустя день или два (т.е. в ретроспективе). В течение многих лет Записи были сделаны во множестве различных форм. Повторяющиеся характерные описания были отвергнуты только для того, чтобы вернуться к ним спустя месяцы. Некоторые заметки состоят из кратчайших замечаний. Иногда они представлены в форме таблицы. В другое время эти заявления представлены в дискурсивной прозе с приданием ей литературного блеска. Часто были использованы другие заголовки и подзаголовки; обычно они следуют за системой из семи чатуштай. Терминология записей базируется на этой же системе. (Все специальные термины, будь они санскритские, английские, греческие или других языков, объясняются в Глоссарии; стр.89). Шри Ауробиндо иногда сокращает повторяющиеся термины садханы, а также имена людей и т.д. Эти аббревиатуры вместе с незнакомой терминологией придают некоторым частям Записей довольно странный вид. Но как только значение терминов и аббревиатур становится понятным, эти места уже не кажутся такими таинственными и загадочными.

Цель Записей. Как и все дневники, исключая сознательные литературные произведения, Записи были сделаны, в основном, как пособие для тех, кто ведёт дневник. Шри Ауробиндо в отличие от многих, ведущих такие дневники, не использовал дневник для того, чтобы поддерживать свою память. Замысел этого содержится в некоторых его ранних высказываниях. Во-первых, он состоял в том, чтобы быть “чистой констатацией фактов и опытов”. “Условия деятельности” его садханы заключались в том, чтобы “сформировать субстанцию” заметок. “Прогресс сиддхи ” – “быть записанными”. Из этого и других использований глагола “запись” – видно, что записи переживаний были способом закрепления их в его сознании. Как говорят многие традиции, записанное слово имеет эту фиксирующую силу.
Именно “окончательные результаты”, а не “каждое колебание сиддхи ” хотел записать Шри Ауробиндо. Но путь, подобный этому, где “вся жизнь есть Йога” включает в себя не только чисто йогическую деятельность, например как: “ трикалдришти, айшварья, самадхи-опыт ”, но так же упоминаемые: “работа, литературная и религиозная деятельность” и даже “краткие замечания о физических сиддхи ”. Всем частям садханы было уделено внимание. Мы находим одно высказывание, в котором Шри Ауробиндо сначала говорит о практическом йогическом знании и силе (трикаладришти и тапас), затем о лёгкой физической силе левитации, а в следующем предложении – о состоянии своих зубов. Затем, без всякой паузы, следует заметка об интенсивности ананды (блаженство), ощущаемой его телом. Параграф заканчивается о ранее упоминаемом состоянии “персональной лила-майи в отношениях с Мастером Йоги”, персональным божеством, которое направляло садхану Шри Ауробиндо.

Вторая цель Записей заключалась в том, чтобы быть наблюдателем полученного руководства. Имелось в виду “включить детали не только исполненного и пути исполнения планируемого, но также запись опытов и указания о будущем движении”. Такие указания регулярно передавались “Мастером Йоги” и другими источниками, обычно в форме, которую Шри Ауробиндо называл “script”.

Скрипт. Изучение отрывков Записей, озаглавленных “Script ”, найденные как части дневниковых статей и отдельных записей – показывают, что “Скрипт ” имеет значение – “автоматическое письмо”. Этот термин не встречается в Записях, но известно, что Шри Ауробиндо практиковал автоматическое письмо и ссылался на них с того времени, как начал свою Йогу в 1905 году и даже после 1920 года. Большое количество страниц, найденных среди бумаг Шри Ауробиндо, явно были автоматическим письмом. Многие из них принадлежали периоду Записей Йоги, но они не рассматривались издателями, как части этой формы. Тем не менее, они представляют значительный интерес и проливают свет на некоторые аспекты садханы Шри Ауробиндо. Поэтому имеет смысл кратко коснуться этой темы.

Автоматическое письмо Шри Ауробиндо. Впервые Шри Ауробиндо попытался прибегнуть к автоматическому письму – “не продиктованному или направляемому сознательным умом пишущего” – к концу своего пребывания в Бароде (т.е. около 1904 года). После ознакомления с “некоторым очень необычным автоматическим письмом” брата Барина, которое тот практиковал, Шри Ауробиндо занялся тем же в виде “ эксперимента и развлечения”. Он был поражён и заинтересован, поэтому решил сам заняться и выяснить, что стоит за этим. Иногда Барин использовал дощечку в своих экспериментах, но Шри Ауробиндо просто “держал карандаш, в то время как бесплотное существо писало то, что оно желало, используя мой карандаш и руку”.

Скрипт в Записи. "Скрипт " [автоматическое письмо], находящийся в Записи, имеет разный характер и "выражение", которые отличаются от такого физического явления как повседневное простое автоматическое письмо. Несмотря на то, что они не всегда приходили с высочайшего источника (от Мастера Йоги), они авторитетно говорили о текущей и будущей садхане Шри Ауробиндо, и воспринимались им совершенно серьёзно. Такие скрипты являются составной частью Записей Йоги.

Скрипт был "средством духовной связи" и использовался "для всякого рода намерений". Главным среди них являлось предсказание будущих событий – в большей степени событий в садхане Шри Ауробиндо, но также и внешних событий от мировых до банальных домашних дел. Скрипты , относящиеся к садхане, часто назывались Предсказанием или Программой; они давали указания относительно внутренних движений за неделю или за несколько дней ранее. "Я не знаю о далёком будущем" – писал Шри Ауробиндо в письме 1920 года, упомянутом выше. "Иногда свет Бога падает к моим ногам, прежде чем я делаю шаг – я двигаюсь навстречу этому свету.

Скрипты были написаны Шри Ауробиндо своим собственным почерком, но автором скриптов его назвать нельзя. Источник скрипта иногда идентифицировал себя, как "Я" и обращался к Шри Ауробиндо на "Вы". А в записях дневника "Я" имеет отношение только к Шри Ауробиндо. При написании скрипта , он записывал только ответы из источника, а не вопросы в его уме, на которые давались ответы. Это делает некоторые скрипты несвязными и неполными; читать их – это как подслушивать телефонный разговор с одной стороны. Шри Ауробиндо рассматривал последнюю форму автоматического письма как транскрипции "вещей, которые присутствуют в подсознании самого медиума". Очевидно, он не считал, что скрипты в Записях имеют такую природу. Но что принадлежало источнику, а что – реципиенту? Некоторые выражения, зародившиеся в скрипте , позже были использованы Шри Ауробиндо в его опубликованных работах. Взять хотя бы такой поразительный пример: ключевое слово "сверхразум" впервые приближается в чём-то к его окончательному смыслу в скрипте . Невозможно узнать, как часто Шри Ауробиндо использовал в своих обычных записях методы и информацию скриптов . Инспирированное письмо традиционно рассматривается исходящим из более высокого источника, нежели из обычного ума пишущего.

Скрипт был не только каналом предсказаний Шри Ауробиндо. Записи упоминают много форм трикаладришти или время-знания . Некоторые из них являются прямыми, другие используют упайю или метод. Естественно, те методы, которые полагаются на записанное слово, наиболее часто регистрировались. Две формы, часто встречающиеся в Записи – это липи (записанные слова, увиденные тонким зрением в эфире или где-либо ещё) и угадывание (материально отпечатанные или записанные слова, или искомые и случайно найденные, а затем интерпретированные).

Скрипты и липи иногда были кратко записаны на подручных обрывках бумаги, а позже были аккуратно переписаны в Запись. Существует немного черновых и переписанных заметок скриптов ; последние расширены. Некоторые Скрипты сохранились в виде грубых набросков; это были самые тяжёлые части транскрипции в Записях Йоги.

Шри Ауробиндо часто использовал отметки цитат или заголовков или и то, и другое, чтобы выделить скрипт от остальных записей. Иногда не проводилась линия разделения между скриптом и Записью. Может быть этого исправления и не нужно было делать.

Шри Ауробиндо иногда оглядывался назад, на старые скрипты , – предсказывающие липи и угадывание с тем, чтобы проверить их точность. Иногда он отмечал, сбылись они или нет. Такие отметки являются единственным свидетельством того, что Шри Ауробиндо перечитывал записи. Но, конечно, он никогда не сверял их так, как он делал это почти во всех других своих трудах. Дополнение и исправление в манускрипте Записей производилось в момент самой записи. Есть только одно или два исключения из этого правила.

Перевод А. Венценосцева