Йога АртГеоргий
 


     Георгий




«Идет снег. Каждая снежинка на своем месте».
Мимо, по грязной дороге, оставляя вслед за собой клубы пыли, несутся машины. Каждая пылинка на своем месте.

«Идет снег. Каждая снежинка на своем месте».
Внезапно я подумал: «Мимо, по грязной дороге, оставляя вслед за собой клубы пыли, несутся машины. Каждая пылинка на своем месте».
Я решил, что нужно скорее записать эту мысль, и помчался домой. Каждый из оставленных мной на пути к дому следов пал на предназначенное ему место.


Жадный часовщик переводит стрелки своих часов
то в одну, то в другую сторону.
Когда он перестанет прикасаться к часам,
время остановится.


Я вошел в Свет. Я не нашел там ни одного коана.


Раньше во время медитаций я оставлял стража у дверей своих покоев, чтобы никто не мог меня потревожить. Со временем я стал отпускать его, открывать окна и впускать в комнату чистый воздух, сияние Солнца и аромат луговых цветов.


Один человек спросил меня: «Почему ты совершаешь действие? Ты чего-то желаешь или стремишься достичь какой-то цели?»
Я ответил: «По той же причине, по которой растет цветок».
Он сказал, что это ему ничего не объясняет.
А ведь он и сам подобен распускающемуся в своем великолепии бутону, и только ум говорит: «Желаю. Стремлюсь. Достигну».
Как прекрасны поля, покрытые цветами.

Гуру


Свой первый подарок он сделал, когда появился в моей жизни, разложил передо мной в ряд драгоценности и сказал: «Бери».
Я брал столько, сколько мог унести, и возвращался, чтобы взять еще.
В какой-то момент я перестал понимать, что мне делать со всеми этими драгоценностями.
Тогда он сделал свой второй подарок, — и ушел.
Я взглянул на лежащие передо мной драгоценности, и меня осенило: «Я же богат!»
Тут ко мне подошел человек и посмотрел мне в глаза. Я сказал ему: «Бери».
Гуру может уходить и возвращаться, даже умирать и воскресать, но любое его действие будет действием Силы.


Тело может быть пишущей машинкой своих собственных примитивных идей или пишущей машинкой высочайших духовных истин. Но пока оно полностью не преобразовано — оно остается лишь пишущей машинкой.


Кажется, что ночь скрывает, а день делает явным.
Но разве не ночью видны звезды?
И разве не звезды напоминают нам, сколь мы малы в этой Вселенной?
Так день скрывает, и ночь делает явным.
Как бы мы жили, если бы звезды были видны и днем и ночью?


Иногда об Адвайте говорят так, словно любая неосторожная мысль расколет Вселенную надвое.
Адвайта — это не философия, но реальность, — ей нет нужды бояться языка двойственностей, ей нет нужды избегать эволюции и отвергать этот мир.


Косность, инерция и лень в обучении сводит на нет усилия самых блестящих учителей.
Тот же, кто обучается со страстью, интенсивно, не боясь возникающих трудностей, справится с задачей и без учителя.
Но если учитель есть, то достигнуто это может быть быстрее, не блужданиями в потемках, а по прямому пути к цели.


Совершенство детей и несовершенство взрослых я объясняю для себя так: люди до сих пор не научились взрослеть.


Бог неоднократно давал мне понять, что я обычный и даже посредственный человек, но вместе с тем каждый раз указывал на возможность, открытую для каждого, стать кем-то большим, — даже большим, чем человек, — Он открывал мне идею сверхчеловечества.


Духовные истины настолько самоочевидны, что практически невозможно спорить с ними, отрицать их. Единственное действенное средство для сопротивления Истине - это Забвение.


Материалисты считают, что религиозные люди всегда примитивно представляют себе реальный мир, но правда в том, что зачастую люди материальные примитивно представляют себе Господа.

Гуру


я поставил перед собой грандиозные цели,
и он предложил мне с этого начать;
я увидел вдалеке монументы великих Учителей прошлого
и устремился к ним, —
он повел меня в противоположном направлении,
и я нашел их живыми;
я был готов блуждать в поисках истины,
а он повел меня по прямому пути;
и теперь, каждую нашу встречу,
он оттачивает мое мастерство
своим Присутствием.


Многие духовные переживания похожи на пробуждение от навязчивого сна: подобно тому, как девушка и юноша, что всегда были хорошими друзьями, однажды посмотрели друг на друга, как никогда прежде. Не было новых знаний, фейерверков или взрывов сверхновых звезд, но все изменилось. Они посмотрели глазами Любви. Так же приходит осознание Дзен.


Если бы мы видели, что Дьявол ведет свою опьяняющую игру по обе стороны большинства конфликтов, и что Бог своим тихим голосом шепчет слова мудрости по обе стороны, мы меньше сосредотачивались бы на вражде, а больше на себе и на божественном внутри, и благодаря этому усилию шаг за шагом приближались к Раю на Земле.


Я никогда не был склонен к бхакти, и даже полусознательно избегал отношений с Божественным, подразумевающих что-то большее дружбы. Но я влюблялся в женщин, и любовь к ним не только не уходила спустя долгие годы, но мистическим образом распространялась на Сангху и все человечество. Когда нельзя было найти кругом ничего, кроме одной лишь Шакти, и я познал, что Бог - это Женщина, исчезли все убежища, где можно было бы спрятаться от Блаженства.


Зачем что-то говорить, — все уже сказано у Шри Ауробиндо или Пушкина, и сказано лучше. Но не о словах эта Жизнь, поэтому первый шаг ребенка не менее значим, чем простертые ему навстречу руки матери.


Можно ощущать тишину ума, но пока она не пережита как великое Основание вашей Йоги, глаза Бога еще не пробудились в вас.
Можно чувствовать нисходящую Шакти, но пока она не пережита как великое Решение на вашем Пути, касание Бога еще не достигло вас.

 


Неуслышанные коаны


***
Мастера Какуа попросили прочесть Дзенскую проповедь.
Какуа извлек флейту из складок своей одежды и сыграл один короткий звук. Вежливо поклонившись, он удалился.
«Что-то я ничего не понял» — сказал один из присутствующих.
«Это все что-ли?» — воскликнул второй.
«Зачем я только ехал сюда!» — подумал третий.
«Это неуважение! Позор!» — крикнул сидящий у просторного окна, из которого открывался вид на осеннюю рощу.


***
Один человек спросил Мастера Фукецу: «Ни речью, ни молчанием не выразить это. Как же поступить?»
Мастер ответил: «Я вспоминаю весенний Конан: кричат куропатки и цветы испускают свой аромат».
Человек сказал: «Да я не об этом. Впрочем, не важно».
«Ну, так про все можно сказать» — добавил второй.
«Как это на практике применить?» — воскликнул третий.
«Ой, как же это все сложно!» — подумал совсем еще молодой монах, на щеках которого выступал легкий румянец.


***
Мастер Нан-ин пригласил всех к чаю. Он налил чашку доверху и продолжал лить дальше. Один из гостей не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»
«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?»
«Ну, начинается!» — недовольно сказал гость.
«А вы просветленный, чтобы так говорить?» — воскликнул второй гость.
«Пожалуй, я пока что промолчу» — подумал третий гость.
«Я считаю, здесь разные точки зрения могут быть» — заметил довольно грузный мужчина, поглядывая на печенье в углу стола.


***
Желая произвести впечатление на Мастера Догена, юноша обратился к нему с такими словами:
«Истинная природа вещей — пустота. Нет ни потери, ни обретения, ни иллюзии, ни мудрости, ни освобождения».
Неожиданно Доген сильно ударил его бамбуковой тростью. Юноша сильно рассердился.
«Если ничего не существует, — спросил Доген, — то откуда взялся этот гнев?»
«Да что вы себе тут позволяете!» — воскликнул юноша.
«Ну и методы у них здесь!» — подумал второй юноша.
«А что, если бы вас так ударили?» — добавил третий юноша.
«Вы и впрямь несправедливы! Не те сейчас времена!» — заключил кто-то с последних рядов, но сказано это было так тихо, что никто не расслышал.

 


     Самопосвящение

Мерзнут капли дождя над бровью,
Под ресницей течет слеза.
Я хотел бы своей любовью
Преисполнить твои глаза.

Мы должны подчиняться Воле,
Бесконечному лишь - служить.
Есть ли смысл бояться горя,
Если мы не умеем жить?

Вьется в белом снегу дорога,
Восходя на небесный склон.
Этот мир - не ошибка Бога,
Но его благодатный сон.

Серым пледом укутав землю,
Над безлистьем лежит туман.
Я советам великих внемлю,
Чтобы свой сочинить роман.

Как и прежде, своей манерой,
Я, молитвы под нос твердя,
Заболею глубокой верой,
Чтобы ей заразить тебя.

Зимний ветер кружит уныло
Глупых мыслей несметный рой.
Иисусе Христе, мой милый,
Ты от грязи меня отмой.

    Пришествие

От края и до края неба
Ковром под поступью Царя,
Нежнее мякоти у хлеба,
Вино небес зажжет заря.

Распятый дважды, Он вернется
С улыбкой юной, босяком…
Венец терновый обернется
В тот день ромашковым венком.

    Танго

Все ели. Он же встал на стол,
Без рта вкушая манго.
Не опираясь более на пол
Он танцевал с Нирваной танго.

P. S. К черту стихи!

    ***

Поэзия — тоже Дизайн,
Рождение смелых идей,
И содранный занавес тайн,
И встряска для спящих людей.

Поэзия — тоже Скандал,
С поличным задержанный Бог,
Бессмертный творец и вандал,
Смущающий взгляды эпох.

Поэзия — тоже Ответ,
И стержень, и внутренний рост,
И в ней неизбежен расцвет, —
Но Путь предстоящий непрост.

    ***

Я вижу Тебя, мой Асур!
Ты здесь, но не прячу я взгляда.
Стесняться друг друга — абсурд, —
Прожив столько времени рядом.

Смотри же, цепей больше нет,
В глаза Тебе смотрит Свобода.
Я знаю наш главный секрет,
Всё — Бог, и тюрьма, и мы оба.

Я медлил в тени этих стен,
Но час наступил для дороги,
Иначе ни строчки о Дзен
Не будет в моем некрологе.

    Нюансы

Где сонет, как ручей, тревожен,
Где-то строчкой бежит река...
Облака на зверей похожи,
Или звери на облака?

Взор – на тьму не имеет права,
Или тьма – от закрытых век?
Это снег так похож на саван,
Или саван на белый снег?

Кому топчет война дорогу,
А кому-то весь Путь – война.
Что просить ты пришла у Бога,
Или в Бога ты влюблена?

Рождество привлечет твой взгляд,
Или то, что Христос распят?

    Вдохновение

Поэты свои книги не творят,
Им замысел диктует вдохновенье,
И музы шьют изысканный наряд
Из ярких лоскутов воображенья.

Писатель – это сталкер, проводник
Тем, кто пресытился тремя мирами.
Найдя всё оживляющий родник
Он с ними пьёт иссохшими устами.

Работа и поэт обручены,
Но созидает речь иная лира:
Стихи, в корсеты рифм облачены,
Спонтанно истекают из эфира.

Чем тише ум, тем мягче искаженья,
Пока не льется золотистый мед.
Где откровенность молит вдохновенья,
Там вдохновение поэта ждет.

    ***

В стихах не красота меня пленила,
Не красотой одной велик Шекспир.
За словом есть проявленная сила,
Способная воздействовать на мир.

    ***

Так по-весеннему лег этот снег, —
Это обман, и на улице осень.
Мысли дурманом тебя, человек,
В сказочный мир переносят.

Мало и то, что в уме тишина, —
Даже в земле будет тихо, поверьте…
Злая насмешка меж веток слышна —
Над не опавшими листьями — смерти.

Скоро весна украдет этот снег.
Время беззвучно. Проснись, человек!

Вернуться в раздел Арт-Йоги




     ОМ НАМО БХАГАВАТЕ